В современном мире предприятия малого и среднего бизнеса играют одну из ведущих ролей в развитии государства и постепенно становятся важным фактором постоянного экономического роста, создания новых рабочих мест, структурной перестройки и укрепления экономики. Сегодня инновационная экономика нуждается в специалистах с широкими компетенциями, которые являются необходимым условием формирования личности, которой присущие такие качества, как: лидерство, креативность, решительность, готовность брать на себя ответственность, рисковать и принимать решение.
Украина, как часть европейского экономического, политического, социально-образовательного пространства, уверенно развивается и интегрируется в мировое сообщество. Ожидаемым результатом такой интеграции является европейское качество жизни для каждого гражданина государства, важной составляющей которой является качество образования. Страны Европейского Союза эффективно внедряют в систему образования рядом с классическими новые знания о бизнесе, предпринимательстве. Украина же сможет достичь желаемого уровня европейских стандартов жизни лишь при условии наличия у школьников необходимой системы знаний и компетенций по бизнесу, финансам и менеджменту на основе широкого использования современных учебных программ, инновационных методов и технологий обучения.
Изменения во всех сферах общественно-экономической жизни требуют нового содержания обучения и профессиональной подготовки, выдвигают перед системой общего среднего образования новые глобальные задания. Традиционное содержание школьного образования не отвечает социальному запросу современного общества, которое уже реально живет в условиях рыночной экономики. Сегодня общество требует нового, адекватного современным условиям уровня бизнес-образования школьников, которое бы способствовало формированию бизнес-мышления и социальной стойкости, нравственности и гуманности, экономической культуры, практической способности создания собственного дела, умения жить и работать в обществе. Это составляет основу социального заказа общества, обращенного к современной школе.
Бизнес-образование школьников призвано ликвидировать противоречия между социальным запросом общества и школьным образованием. Именно через бизнес-образование школа может влиять на процесс интеграции своих выпускников в социум, привлечение к процессу рыночных отношений.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
С целью устранения имеющихся противоречий в Донецкой области создана региональная программа непрерывного бизнес-образования школьников. В городе Горловка начаты первые шаги по реализации данной программы. На основании заключенного договора о сотрудничестве городского методического центра управления образования и Фонда поддержки предпринимателей началась реализация данной программы – проект «Мой первый шаг в бизнес». В рамках проекта уже проведены семинары-тренинги с учениками старших классов трех общеобразовательных школ города.
Бизнес-тренер Городского фонда поддержки предпринимательства Инна Пузанова провела в школах № 8, 55, 47 обучающие двухдневные тренинги.
На семинарах были рассмотрены вопросы о том, что же такое предпринимательская деятельность, что побуждает людей заниматься ею, что собой представляют слагаемые предпринимательства. Как выяснили ученики, это не что иное, как предпринимательская концепция или план действий по достижению определенного результата, т. е. бизнес-план. И начинается он с выбора бизнес-идеи. Также ребята узнали о том, что ресурсы для успешного бизнеса – это не только деньги. Работая в группах, они самостоятельно, не без помощи тренера, конечно, пытались создавать свои предприятия, а затем расширять их деятельность.
Во второй день обучения была дана информация о маркетинге, о том, что такое жизненный цикл товара, SWOT-анализ бизнес-идеи. После теории началась практика. Все представили уже свои собственные бизнес-идеи, сделали их SWOT-анализ и продемонстрировали их «потенциальным инвесторам» т. е. своим одноклассникам.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
В конце тренинга прошел аукцион-инвестирование бизнес-идей, где все могли вкладывать свой «капитал» в наиболее выгодный, по их мнению, бизнес. Затем был анализ и подведение итогов. Итогом семинара стал вывод о том, что в будущем все, кто будет заниматься предпринимательской деятельностью, всегда могут рассчитывать на помощь Городского Фонда поддержки предпринимательства.
Подобная серия семинаров бизнес-тренингов пройдет во всех школах города, в марте планируются семинары в НВК №14, 25 и гимназии «Триумф».
Методист городского методического центра управления образования Анжелика Радченко, бизнес-тренер Городского фонда поддержки предпринимательства Инна Пузанова
|