Не верьте тем, кто говорит, что жизнь - это сплошная череда проблем. Мир для каждого таков, каким он его ощущает. Если человек верит в теорию заговора, то обязательно найдет этому подтверждение. И наоборот - воспринимающий окружающее, как нечто прекрасное, даже сквозь тучи всегда будет видеть свет. «В жизни есть все, что захочет найти человек, а в нем - есть сила создать то, чего нет в ней», - говорил Максим Горький. Поэтому стоит отдать должное тем, кто находит в себе силы творить нечто удивительное в наше непростое время.
По моему скромному убеждению, Горловка была, есть и, надеюсь, останется городом с огромным творческим потенциалом. Это некий эвристический аккумулятор, концентрирующий в себе энергию созидательных частиц. Ни в одном из городов Донецкой области нет такого количества талантливых поэтов, художников, фотографов и музыкантов. Особенно музыкантов. И если мои речи покажутся кому-то чересчур патетичными, то это лишь от большой любви к своей малой Родине.
Так вот, о музыкантах. 2 февраля в Интернете появился новый альбом горловской группы «ЛихоЛесье» - «Blues 2012». Ждали его два года и вот, наконец-то, дождались. Событие значительное и, несомненно, приятное. Для кого? Как минимум для той многотысячной аудитории слушателей, которая расселилась от Владивостока до Вашингтона (о чем явственно свидетельствует страничка «ВКонтакте»). Правда, топ-результаты горловчан в Сети пока невелики: 300 прослушиваний за первую неделю на сайте Kroogi (ставшего уже «культовым» среди рокеров на постсоветском пространстве) и чуть более 30 скачиваний за день на RuTracker. И что любопытно, спустя 2 дня после появления «Blues 2012» на данном торрент-ресурсе, форум оного подвергся серьезной DDoS-атаке! Случайность ли?
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Один из вариантов внутреннего оформления альбома (фото Владимир Лапшин)
Альбом находится в свободном доступе, по поводу чего ребята особо не напрягаются, а даже напротив. Выпустив его на публичное обозрение, они на следующий же день укатили в совместный тур с Черным Лукичом (российский рок-музыкант Вадим Кузьмин). Отыграв в Донецке, Горловке, Краматорске и Луганске, музыканты 11 февраля официально презентовали «Blues 2012» в Мариуполе. В ближайших планах - очередное покорение украинских и российских городов, но уже с новой концертной программой.
Сегодня «ЛихоЛесье» - единственная горловская группа, добившаяся ощутимых успехов на сцене «общесоюзного» масштаба. Конечно, в «Х-факторе» их не увидишь и «Олимпийский» они не собирают (да и надо ли это?), зато частенько заезжают в харьковские, киевские и московские клубы. В записи их нового диска приняли участие как украинские, так и российские музыканты: Максим Замай (клавишные, Донецк), Борис Плотников (губная гармошка, Екатеринбург), Вадим Кузьмин «Черный Лукич» (голос, Воронеж) и Сергей Колоненко (клавишные, Горловка). В альбом вошли десять песен, записанных в течение последнего года на горловской студии Beasts. Фотосессию для ребят провел наш именитый моменталист Владимир Лапшин. А вот модной нынче в Горловке надписи «по инициативе городского головы Евгения Клеп» на обложке нет. И, наверняка, к лучшему.
«Blues 2012» - это ирония по поводу кризиса цивилизации, когда под нагромождением информационных потоков, экологических катастроф, алкогольных эпидемий, золотых лихорадок и прочего все меньше остается места простому человеческому счастью. Змея, заглатывающая собственный хвост! Все, что мы можем, это не потерять себя в бессмысленном водовороте ста лет одиночества и сохранить те крохи доброго и светлого, что еще есть между нами», - столь витиевато, с аллюзиями к Маркесу и претензией на экзистенциализм, высказались о своей новой работе участники «ЛихоЛесья».
Прослушав только за первую неделю «Blues 2012» раз 10-ть, я пришел к выводу, что эта статья должна быть максимально критична и даже разгромна. Уж больно душевный и хороший альбом получился. А так ведь в Горловке у музыкантов не бывает, правда? Мы привыкли к тому, что местные группы делают захолустную и низкопробную музыку. «Никак «Дубров&Со» на спецслужбы работают, - скрипнула форточкой сознания конспирологическая мысль. - Проталкивают, небось, в массы конъюнктурные государственные идейки за $40 тыс.» А, может, у них и договорец есть, кровью невинно убиенных поклонников подписанный? Вот сами же говорят: «Главное, что в какой-то момент появилось ощущение, что КТО-ТО еще непосредственно к этому причастен, и благодаря ЕМУ, осколки мозаики становятся цельной картиной, и тогда понимаешь, что она всегда отражалась у тебя внутри». Не правда ли, как-то инфернально?
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Выступелние на «Neo Romantic Rock-2011»
Ну, довольно шуток, стоит все же поговорить и о самом альбоме. «Нашей основной задачей при записи «Blues 2012» была максимально точная фиксация нашего мироощущения на звукозаписывающую аппаратуру. А здесь уже все средства хороши. Мы постарались поэкспериментировать со стилями и звучанием, новыми для нас инструментами и тембральной палитрой», - поведали миру музыканты. Эксперименты экспериментами, а альбом получился в лучших традициях русского рок-н-ролла. Что, кстати, больше всего и удивляет. Помнится, что энергичный вокалист «ЛихоЛесья» Дмитрий Сергеевич Дубров на предыдущем альбоме вполне однозначно поставил точку в вопросе андеграунда: «Но сыграны роли и куплен счастливый билет. Какой теперь русский рок, ничего больше нет». И тут на тебе - эти «циолковские звуки» играют классический, добротный рок с берущими за душу блюзовыми тонами. Да еще и поддразнивают, мол «допевай свой rock-n-roll», наивно-хипповски произнося «рокенрол» через «е».
Радует, что открыв альбомом «Дневник Тани Савичевой» в 2008 году новый период в своем творчестве, «ЛихоЛесье» до сих пор не поддалось рефлексии. Каждый альбом - новое эмоциональное полотно, резко отличающееся по духу от предыдущих работ. Если «ДТС» был мрачен (местами даже мистичен), а «Летать» светился романтическими узорами, то «Blues 2012» - это нечто, сродни профессиональному спуску на чугунной ванне с террикона. Сплав поэтического раздолбайства и буги-реггей мастерства. И если одна половина композиций уводит в параллельное небо, то другая - намертво прижата к земле бременем логоса.
Открывает альбом разудалый «Blues 2012». Песенка повзрослевшего мамонтенка, увлекшегося поисками мамы до такой степени, что ему «уже давно не помогает анаша и Контакт». Великолепная игра на губной гармошке Бориса Плотникова, четкий блюзовый рисунок гитар и неповторимая (порой даже истеричная) эмоциональность Дмитрия Сергеевича сразу же дают заряд позитива на весь альбом. Этой песней группа как бы заявляет, что творящийся вокруг нас социально-информационный Апокалипсис - штука веселая, снимающая с каждого любые обязательства. В поэтической составляющей тут тоже полный блюзовый «привет» - ничего не понятно, но отдельные фразочки побуждают переслушивать песню вновь и вновь.
Далее погружаемся в своеобразный мирок композиции «Как на войне». Растаманская ритмика и приятная басовитость Андрея Трофимова подталкивают слушателя чуть взгрустнуть и расслабиться. И ведь веришь, веришь Дмитрию Сергеевичу, что «прости сomandante, друг, мы знаем, что ты не вернешься». Вслед за этим идет: «А на войне, как на войне, Или в медалях, или в г..не, Что по большому счету одно и то же» (есть в этом что-то схожее с башлачевским «мертвякам припарки - как живым медали»). Присутствует даже определенный политический подтекст, ведь фраза четко и емко описывает избирательный процесс в Украине. А отсылка к «круговой поруке» Наутилуса лишь ярче усиливает намек.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Выступление на киевском фестивале «Вертифест 2011»
«Глубже река» - не единожды отработанный музыкальный номер на горловских слушателях. Вооружившись древнеримским принципом «Altissima quaeque flumina minimo sono labuntur» (наиболее глубокие реки текут с наименьшим шумом - ред.), «ЛихоЛесье» сочинило песню-головоломку. Во-первых, манера исполнения Дмитрия Сергеевича и музыка сильно смахивают на звучание стареньких альбомов. Во-вторых, пытаясь понять слова, из самых неожиданных мест появляется мысль, что ты в этой жизни чего-то не допонял и «зерна взрывают асфальт парадоксами смысла».
Осколок альбома «Дневник Тани Савичевой» - «Lucy in the sky». Местами агрессивный звук, жестковатый вокал и некая психоделичность напоминают еще одну песню «ЛихоЛесья» - Apocalypto. Не являясь блюзом, «Lucy in the sky» живет как бы своей жизнью среди малых архитектурных форм «Blues 2012». Однако это не мешает ей гармонично вписываться в общий контекст альбома. Здесь же заключен и главный смысл потерянного поколения музыкантов русского рока: «Мы стали старше, но не стали взрослее, Чуточку злее, чуточку резче». В обществе всегда существует люди, которые являются его совестью. В случае Горловки - это музыканты, переживающие в своем творчестве все то, что происходит вокруг. «Lucy in the sky» - одно из таких переживаний. Кстати, в песне присутствует шевчуковость вкупе с пелевенизмом («Кончается нефть, наступает похмелье»).
Огромный плюс «ЛихоЛесья» - это их способность к самокритике и самоанализу. Музыканты, умеющие меняться и двигаться к чему-то новому - сегодня большая редкость. Между прочим, это умение столь же уникально для представителей власти. Для творческой личности критика является материалом для постоянной работы. «Девушка с пьезой» - странный продукт позитивности, «дубровского» хулиганства и скрытых романтических комплексов всех участников группы. Здесь вновь маячат фантомы Габриеля Маркеса (видимо Дмитрий Сергеевич не так давно удосужился перечитать нобелевское наследие великого колумбийца), проносятся образы тарантиновских героев и постоянно промывает сознание низкокалорийное реггей (уж не от большой ли любви к группе Комитет Охраны Тепла?). Особо умиляет переработанный на свой лад припев из песни Аквариума «Zoom zoom zoom» («Все женщины знают, что ритм как солнце, а мы вокруг него как планеты») - «Все звукосниматели на этой планете колеблются вместе с тобой». Замечу, что данная песня открыла для меня еще одно применение музыки «ЛихоЛесья» - в виде обогревателя. Проверено лично, во время долгих ожиданий автобусов при -21 градусе.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Выступление на фестивале «CRIMEA MUSIC FEST 2011»
«Сталкер» - песня, ставшая почти что родной для поклонников «ЛихоЛесья». Визуализирована в народном сознании рыбками, гигантским коньячным бокалом, детьми в древнерусских пижамах и качающимися гаражными фонарями. Ее настроение уносит куда-то в эпоху советского кино. Дмитрий Сергеевич известен в народе своей любовью к произведениям романсово-эстрадного типа. Звучание песни нехарактерно ни для горловских музыкантов, ни для рока в целом. Есть некое чувство непривычности. Кстати, до выхода «Blues 2012» в душе было опасение, что по звучанию весь альбом будет напоминать именно «Сталкера». Песня хороша, но как отдельное произведение, а не новый стиль.
И вновь дежавю! Песня Черного Лукича «Допевай». Энергично, оригинально и довольно позитивно обыграна «ЛихоЛесьем». Но что-то неуловимое в ней напоминает ранние чижовские вещи. Во вступлении так и кажется, что вот-вот зазвучит сипловатый вокал Сергея Чигракова. Но нет, все тот же тенорок Дмитрия Сергеевича «не верит, не верит, не верит».
А вот поистине одна из лучших песен «ЛихоЛесья» - «Еще холодней» (судя по всему посвященная горловскому музыканту и художнику Владимиру «Асфальту» Гребенкину). Мрачная минорная тяжесть музыки и отстраненность голоса вытягивают из души глубинные рвы и нервы, заставляя верить, что «все на пределе и точка кипения - то, что называется жизнь». Это песня позволяет ощутить донбасскую действительность. Настроение песни - поздняя дождливая осень среди развалин поселков и облезших терриконов (кусочек фильма о партизанах горловской творческой артели «Переменная облачность»). «Терриконы звенят, они долго терпели и вот он подходящий момент. Мы снова одни остаемся глотать радиацию ртутных камней», - как еще более точно можно описать наши окраины? Песня-чувство, песня-боль.
И, о двух завершающих композициях альбома - «Удачной охоты» и «Славянские прощания». Увы, бывают вещи, которые не удаются. На мой взгляд, в «Blues 2012» это именно они. Минусы «Удачной охоты» - слабая выразительность (музыка больше подходит для фона в каком-то антверпенском джаз-баре), отсутствие запоминающейся мелодии и замудренность текстов. По сравнению с легкостью первых композиций, очень тяжело воспринимаются такие образы, как «Закантачатся нервы в вихре информационного хаоса, Входит в дыры глазниц интернет мегабитным фаллосом» и «Закрой глаза и выдохни наружу слова колючим снегом на немой тротуар». Что же касается «Славянских прощаний», то тут стремление «ЛихоЛесья» переделать старую песню в нечто оригинальное сыграло злую шутку - предыдущая версия выглядела намного более «живой». В версии 2007 года хотелось верить Дмитрию Сергеевичу, что живет он «с ветром в рубахе, гуляя степями Донбасса». А вот уставшему блюзмену, поющему о «roots reggae», как-то не очень. Конечно же, немного о Джиме Моррисоне. Признаемся честно, Дмитрий Дубров имеет с ним, мягко говоря, мало общего. Да и поет менее… чувственно.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Обложка Blues 2012 (автор Митя Фенечкин)
И вот, прослушав новый альбом «ЛихоЛесья» в 11-ый раз, прихожу к выводу, что наверняка будет и 12-ый. Хорошее послевкусие и легкое ощущение Blues. Уверен, что 95% жителей Горловки вряд ли оценят творчество своих земляков, но это, может быть, и к лучшему. Почему? У нас всегда так получается, что известные горловчане превращаются либо в музейные экспонаты, либо же до дурноты затасканные символы города. А «ЛихоЛесье» просто делают то, что им нравится. И то, что их слушают тысячи людей по всему миру - побочный эффект творчества.
Егор Воронов, специально для "Горловского Медиа Портала" |