Несмотря на то, что в Украине церковь отделена от государства, мы традиционно считаем себя христианской страной. Правда, подобное утверждение (и уж тем более массовость формального исполнения обрядов) ни на шаг не приближает каждого из нас к Спасению. Для большинства называющих себя христианами, Иисус Христос является неким добрым божеством, у которого можно выпросить дорожный карт-бланш к Царству Божьему. Неважно кто ты – православный, католик, протестант или мистик. Но без искреннего покаяния и веры в Христово Воскресение самая толстая свеча в церкви – не более, чем стакан воды, выплеснутый на горящее здание.
«Регулярное посещение церкви так же не способно сделать человека христианином, как и регулярное посещение гаража не способно сделать его водителем», – говорил немецкий гуманист Альберт Швейцер. Трудно не согласится со столь тонким замечанием, приобретающим особую актуальность накануне празднования Пасхи. «Неужели, Егор, вы собираетесь рассказать нам о глубине православия?», – придирчиво осведомятся комментаторы. Спешу разочаровать ожидающих аналитическое чтиво: данное повествование – не более чем очередное «особое мнение». Без притязаний на исследования, обличительных сенсаций и указания «истинного пути». Все будет как всегда – скучно, субъективно и откровенно. О чем? О поверхностях нашей духовной жизни.
Несомненно, Пасха является самым важным из христианских праздников. Но, на мой взгляд, его значимость заключается не только в том, что он символизирует «искупительную жертву и победу жизни над смертью». Пасха – это, прежде всего, личное переживание верующего человека. Это его опыт страданий, лишений, боли и, в конце концов, «воскресения». Можно усердно читать книги, благоговейно внимать проповедникам или рьяно дискутировать на теологические темы, но без мытарств собственной души понять учение Христа невозможно. Пасха – это праздник, который постигаешь своим сердцем, а не логическими доводами или народными обычаями. Конечно, атеисты и светские гуманисты слабо представляют себе духовные переживания верующего. Для них это, как минимум, самообман. Как максимум – психическое расстройство.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Но если попытаться объяснить чувства христианина в Пасху, то больше всего они будут напоминать «первую любовь». Когда на душе одновременно радостно и мучительно больно. Отчего больно? Наверное, от чувства собственного несовершенства и неправильности всей своей жизни. Прагматичному человеку, как правило, очень сложно признаться в этом, ведь он всегда – такой правильный и знающий «как должно быть». Признаться в своих изъянах – значит согласиться со своей слабостью. А, согласно законам общества, быть слабыми – «лоховство» и «лузерство».
Кого волнуют сегодня вопросы души и ее Спасения? Делай деньги, живи «ярко, весело и ненапряжно» - вот он смысл бытия. Можно, конечно, и в храм на Пасху сходить – кулич посвятить да свечку поставить. Во-первых, так делают все – значит, и я должен. Во-вторых, «мы же православные»! Правда, за подобным выражением скрывается не что иное, как оформление «КАСКО для души». Ну, а если кто-то достиг т.н. «успеха в жизни», то и вовсе пытается оформить «дорожную индульгенцию» через пожертвования на строительство храма, оказание благотворительной помощи священнослужителям и раздачу куличей прихожанам. Рыночная психология – что поделаешь. Но мало кто из «вершителей мира сего» задумывается о том, что их «инвестиции во Спасение» уже на том свете могут быть аннулированы фразой: «Знаете, деньги мы Вам, конечно, вернем, но в рай Вы не попадете».
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Не меньше умиляет и стремление наших соотечественников подзаработать на Пасхе. Ну да, грех упустить такой повод и не повысить цену на мясо, яйца, молоко и иную «разрешенную» после Поста провизию. Такой вот получается светлый спекулятивно-конъюнктурный праздничек. Ну а что – жить-то как-то надо. Тем более, что наши люди сами верят – без корзиночек, крашеных яиц и куличей Светлое Христовое Воскресение невозможно. Требует славянская душа славить «боженьку» яркими фантиками, обильными возлияниями и чуть ли не «новогодним столом». Куда уж тут до духовных переживаний – пей да гуляй, славянская душа, грехи до нового поста набирай. Что сказать – не первую сотню лет так живем и, дай-то сил, – не последнюю. А как еще-то выжить по весне торговцам?
Теперь непосредственно о конфессиональной составляющей праздника. Начну с православия московского толка. Стремительно развивающаяся церковная структура, основными видами деятельности которой стали воздвижение храмов и активная экспансия духовной жизни горловчан. УПЦ МП ортодоксальна в своей «теоретической части» и прогрессивна в вопросе сотрудничества с бизнесом и властью. Одни только иномарки возле здания Горловского епархиального управления намекают на то, что времена гонений на духовенство закончились. Об этом, кстати, красноречиво свидетельствуют и самоуверенность с барственностью, зачастую царящие во взглядах наших протоиереев и «владык». Смотришь, бывало, с каким благоговением прихожане стелются перед настоятелем храма и как-то даже неудобно становится подойти и спросить о своих проблемах. Человек-то - ого! – делом духовным занят, а ты к нему «батюшка, а как к Посту нужно готовиться?». В конце-то концов, Интернет есть – сам найди, а чин духовный не отвлекай! А то посмотрит батюшка сурово на тебя и уразумеешь, что «тварь ты дрожащая», не более. Но, хочу вам напомнить, что «батюшка» – не более чем консультант в общении человека с Господом. И приходя в храм, вы идете к Богу, а не священнику. Поэтому никто не вправе выгонять вас оттуда, отрывать от молитвы, либо же упрекать в неправильности совершения «ритуалов». Советовать – да, но ни в коем случае не осуждать. В противном случае, перед Вами не христиане.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
«Неужто все так плохо в православии московского толка?», – вопрос вполне логичный. Если исключить бюрократичность управленческого аппарата епархий, платность определенных таинств и обрядов, интриги в приходских общинах и высокомерие священников – очень даже хорошее религиозное объединение. Православные УПЦ МП довольно часто оказывают благотворительную помощь нуждающимся (что, кстати, не особо афишируется в новостях). Стоит отметить и общественную деятельность БФ «Витязь». Пускай она носит скорее просветительский характер, однако фонд довольно активно работает в направлении культурного воспитания молодежи. Достойны большого уважения и труды настоятеля храма Спаса Нерукотворного архимандрита Тихона. Человека, несомненно, обладающего миссионерским даром и живым интеллектом. Подобные люди напоминают мне служителей церкви, выживавших в советскую эпоху. Благодаря духовному богатству и внутренней силе они являли собой пример настоящих христиан.
Украинская православная церковь Киевского патриархата существует в Горловке на птичьих правах. До недавнего времени ютившаяся в полуподвальном помещении одной из девятиэтажек ж/м Строителей, сейчас община Святой Троицы обитает в новом храме где-то в центре города (о чем свидетельствуют новости на сайте Донецко-Мариуполськой епархии). В силу своей «раскольничьей» репутации церковь особой популярностью среди горловчан не пользуется. Их «религиозный кружок» насчитывает около 100 человек. В недавнем прошлом сотрудничала с пост-реформационными течениями протестантизма (в основном, пятидесятниками и харизматами), сблизившись на почве сочувствия «демократическим силам». Цены на проведение обрядов и таинств у них, конечно, поменьше, чем у соратников из Московского патриархата. Но есть одно «но». Любой православный УПЦ МП скажет вам, что священные действа «филаретовцев» не имеют духовной силы. Ну, здесь уже Вам решать, во что верить – церковь или Бога. Кстати, еще один вопрос: «А как со столь маленькой общиной тамошний батюшка умудряется выживать, да еще и церковь построил?». Прихожане поговаривают, что святой отец подрабатывает… торговым представителем БАД-компаний. Может, лукавят?
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Ну, и как не коснуться деятельности протестантских организаций – наиболее темпераментных и прозелитических «церквей» Горловки. Это довольно закрытые структуры, держащие свои стены в отдалении от посторонних глаз. В то же время, во внешней политике они ведут активную духовно-освободительную партизанскую борьбу, больше напоминающую советский агитпроп, чем миссионерство. К примеру, «Церковь «Новое Поколение». Довольно интересная организация, где во главу угла поставлено создание «агентурной сети», завоевание молодежной аудитории и привнесение в богослужения элементов шоу. Это все, конечно, весело и создает чувство единства, однако… Проявляемая ими ненависть в некоторых вопросах (гомосексуализма, критики их организации, ислама и т.д.) несколько пошатывает основы «христианской добродетели и всепрощения». Да и бизнес-подход к вере пастырей-предпринимателей, рассматривающих «молитвы, как инвестиционную деятельность», несколько далек от бескорыстных и отказавшихся от богатства ради своей веры первохристиан. А вот Пасха проходит у них довольно весело – если это не рок-опера, то обязательно какой-нибудь коллективный выезд на природу или безалкогольная вечеринка в «Офисе церкви».
Евангельские христиане-баптисты – наиболее «древняя» из протестантских организаций Горловки. Их молитвенные дома появились в нашем городе еще до Революции. Наряду с православной церковью они пережили гонения воинствующих атеистов, ныне пытаясь сохранить и расширить свои общины. Как правило, несут они свое слово населению поселков. Поэтому и не вызывают столь громкого резонанса, как их «харизматически-неопятидесятнические» братья. С виду это довольно тихие люди, пока не заговоришь с ними о Боге. Тут-то и замечаешь, как христиане меняются на глазах. В них постепенно нарастает теологический огонь, в коем дотла сгорает «вера в светлое и доброе». После часа такой дискуссии узнаешь о себе любопытнейшие факты – мол, грешен ты не в меру и не спасут тебя ни молитвы, ни покаяние. Конечно, если ты не вступишь в ряды евангельских христиан-баптистов.
Кто-то спросит: «А почему вы, Егор, не говорите о Свидетелях Иеговы?». Во-первых, разговор об этой структуре заслуживает двух отдельных статей, во-вторых – они не празднуют Пасху, а в-третьих – их вообще сложно назвать христианами. Давайте лучше обратим свой взор к католикам, которых в Горловке не больше, чем «филаретовских» православных. Как правило, ими являются либо потомственные приверженцы данной ветви христианства, либо же интеллектуалы, которые без чтения Символа Веры с филиокве, учения о чистилище и догмата о папской безошибочности не представляют себе теургии. Католичество в Восточной Украине – это скорее кич, нежели истинная вера в латинский обряд. Трудно сомневаться в искренности их веры, однако и говорить, что католики ведут более праведный образ жизни, чем православные, неверно. А стоящая на перекрестке двух церквей Украинская греко-католическая церковь (столь популярная в Артемовском районе среди этнических поляков), зачастую только подтверждает стремление католиков к влиянию и властвованию.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Последнее, на чем хотел бы остановиться – гностические течения. Более причудливую метаморфозу христианской веры сложно себе представить. Зачастую это секты, в которых смешались православное вероучение с эзотерическими и теософскими понятиями – биотоки, аура, Абсолют и т.д. Подобные люди уверены, что обладают некими сакральными знаниями, которые позволяют им накапливать энергию и изменять состояние своего сознания. Пасха для них – день особого энергетического «прозрения». Руководители подобных сект не запрещают членами своего «клуба» посещать храмы. Только делать там они должны «свои дела». В число подобных «организаций» входят Школа Единого Принципа Ольги Асауляк, Церковь «Солнца», учения Марии ДЭВИ Христос и в меньшей степени Система природного оздоровления «Детка». Все они друг от друга резко отличаются, но имеют одно христианское происхождение. О каждом из них можно было бы написать отдельную статью, поэтому останавливаться на них не стоит. Жизнестойкость подобных течений проистекает из человеческого желания «познать тайну» и быть «избранным». Каждое из них уже давно утратило первоначальные принципы христианства, основываясь не на вере в добро, а на тотальном страхе перед «геенной огненной». И если вы думаете, что подобных приверженцев в Горловке мало, то спешу в который раз вас разочаровать. Даже больше, чем вы предполагаете.
Возвратимся из церковных лабиринтов вновь к празднованию Пасхи. Для атеистов и светских гуманистов – это торжество Воскресения так и останется возможностью получить лишний выходной день. И вряд ли кто-то из них откажется от возможности отдохнуть за счет церковного праздника, который они так истово не признают. С атеистами все понятно – у них другие в жизни заботы (финансового, социального и психологического характера). А как проведут Светлое Воскресение Христово верующие? Многие ли решаться прийти на Всенощное богослужение? Многие ли смогут отпраздновать Пасху без употребления алкоголя? И для кого из них в этот праздник будет важнее мысли о своей душе, нежели гастрономическое смакование куличей? Не потому, что так говорит церковь, и не потому, что так «должно и нужно». А просто потому, что хоть один день в году стоит подумать о том, что и как мы делаем в своей жизни. Как говорил великий русский философ Николай Бердяев: «"Добрые дела", которые совершаются не из любви к людям и не из заботы о них, а для спасения собственной души, совсем не добрые. Где нет любви, там нет и добра».
Христос Воскресе!
Егор Воронов специально для "Горловского Медиа Портала" |