Куда же бедному крестьянину податься, когда вокруг бушует ураган политических страстей? С одной стороны – «белые», с другой – «красные». И спасу нет от «перестрелок» компроматом да лихих атак политруков. Только и остается крестьянину, что хлеб растить да песни петь. О чем? О свободе, чистом небе да родной земле. Ведь музыка – это лучший способ выразить все то, что снедает душу в трудовых и военных буднях. Меркнут исторические события, меняются политические режимы и лишь песни продолжают хранить живую память человеческих судеб. Достаточно сдуть пыль с обгоревшей в боях нотной тетрадки и тогда…
Группа «Граница» из амвросиевского села Благодатное в среде наших рок-музыкантов не только хорошо известна, но и считается уже неотъемлемой ее частью. Вокалист Сергей Гиленко и басист Виктор Мокрый - довольно частые гости в стенах «Beasts Studio», а также на горловских рок-тусовках. Лет пять назад вместе с «ЛихоЛесьем» они отыграли десятки концертов в украинских и российских клубах. Потом выездная деятельность ребят утихла и, казалось бы, даже завершилась. Однако в начале мая на просторах Интернета появилась следующая новость: «Музыканты ЛихоЛесья приняли участие в записи нового альбома «Границы» - «Знамя цвета ночи»! Альбом доступен для свободного скачивания на www.kroogi.com». Признаюсь честно, это оказалось настолько неожиданно, что было даже как-то боязно скачивать их новые песни. Но любопытство все же пересилило опасения.
Откуда тревоги? Дело в том, что у «Границы» всего два официальных альбома – «Сны о весне Микилета Пилерко» (2000 г.) и «Пилигримы» (2002 г.). Правда, в 2007 году выходил еще и сборник из шести синглов. От группы с десятилетним перерывом в официальной дискографии можно ждать всего, что угодно. Яркий тому пример, российские рок-патриархи конца 1980-х, возобновившие свою творческую деятельность в начале 2000-х. Одни менялись в лучшую сторону, а других «new sound» похоронил окончательно. И вот передо мной новый альбом «Границы», считающейся по праву одной из лучших донбасских рок-групп. Первое, что впечатлило – список музыкантов, принявших участие в его записи. Тринадцать человек! Из разных городов Донецкой области, но объединенных общей идеей.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
«Альбом записывался и сводился с февраля 2011-го по февраль 2012 года на горловской студии «Beasts» при поддержке творческого объединения «Донбасс Андеграунд», – рассказывают сами музыканты. – В записи, длившейся около года, помимо основных участников коллектива: Сергея Гиленко, Виктора Мокрого, Дмитрия Дуброва и Михаила Ковалева, приняли участие сессионные музыканты: Сергей Колоненко, Ирина Шиманова, Максим Замай, Олег Просвирин, а также друзья из групп «ЛихоЛесье», «День Триффидов», «Ощупь», «Никанорычи», «Солнечное Сплетение». В основу альбома положены песни на стихи Нестора Махно, его близкого соратника Феодосия Щуся, украинские народные, казачьи, а также песня на стихотворение Владимира Платоненко. Десять песен, как десять шагов трагического пути революционно-повстанческой армии Украины, во главе которой стояла противоречивая и легендарная фигура Нестора Ивановича Махно».
Отмечу, что никогда не был поклонником «украинских народных» или «казачьих» песен, но в музыкальном мироощущении «Границы» они приобрели совершенно новое звучание и актуальность. Не всем музыкантам удается вдохнуть жизнь в «постаревшие» тексты и «оживить» прошлое. К примеру, исполнение «Любо, братцы, любо» у большинства музыкантов, как правило, сводится к хоровому кубанскому пению либо же нафталиновым эстрадным перепевам. Но «Сергею Гиленко&Со», на мой взгляд, удалось почти невозможное – вложить эту песню в самое сердце слушателя, оставив ощущение «именно-того-звучания». Вот какую характеристику альбома «Знамя цвета ночи» дают сами музыканты: «Гитарные рифы, баян, домбра, скрипка, бас, ударные, шейкеры, кастаньеты, дан мои, тамбурины, трубы и удалое хоровое пение, замешанные на самобытном украинском колорите и казачьей отваге, громогласно взрываясь или горько плача, погружают в невероятный водоворот событий, заставляя, покинув отчий дом, мчаться на лихой тачанке по пыльной, южной степи, бросаться под черным знаменем в отчаянную и беспощадную сабельную атаку, за лучшую долю, за вольную волю, со славным Батькой-атаманом, и покутить в охваченной эйфорией революции Одессе, и от боли утрат задуматься о тяжелом пройденном пути, и тихо поговорить со степью, вспоминая боевых товарищей, и несмотря ни на что остаться верным своей идее. Идее построения справедливого общества, которое мыслилось как будущая модель для всего мира».
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Альбом открывает песня «Лютая погодка» на слова Феодосия Щуся. Мощное барабанно-басовое вступление с волнующим скрипичным узором создают тревожную атмосферу надвигающейся бури. Иногда слышен тамбурин. В эту музыкальную картину как нельзя лучше вписывается вокал Сергея Гиленко с неподражаемыми глубокими интонациями. Сразу чувствуется общее настроение всего альбома: «Гулевань без меры, бей из "винтаря", Бей за нашу веру батюшку-царя!». Думаю, вторая строчка («Во христову веру, в батюшку-царя») музыкантами была изменена умышленно. Это своеобразный намек, мол, нынче в духовной жизни человека понятие «вражеского» изменилось. Ведь сегодня приходится воевать не против, а за веру. А вот неприятие любых политических идей (будь-то «цари» или новые «буденные») в наших людях осталось неизменным.
«Знамя цвета ночи» – стихотворение современного российского анархистского поэта Владимира Платоненко. Слушая его в исполнении «Границы», уже невозможно представить, как эта песня звучала бы по-иному. Кажется, будто бы стихи ждали именно этой мелодии, чтоб полностью раскрыть свою поэтическую силу. Перед глазами разворачиваются картины становления анархистского движения в Украине, его борьбы с «правыми» и союза с «левыми». «Знамя цвета ночи» словно открывает настоящий смысл идей Нестора Махно, развенчивая мифы советской пропаганды об этом революционере. Что может быть более исчерпывающим в постижении внутреннего мира человека, как не его творческая деятельность? Здесь все – и мужество, и верность идеям «нового революционного стоя», и надежда на свободу. «Что нас ждет – не знаем, но не побежим», – слова человека, не боящегося умереть за свои убеждения. Приятно, что музыканты не просто поют, а верят в смысл произнесенного. Слышно внутреннее переживание, эмоциональный надрыв и искренность. И от этого альбом хочется слушать снова и снова.
Текст третьей композиции («Кони версты рвут наметом») принадлежат перу Нестора Ивановича. В музыкальном оформлении чувствуется нечто чижовское – удалое, вольное и развеселое. Может, от удачного трио акустической гитары, баяна и тамбурина. А, может, и от вокальной манеры лидера «Границы». Время от времени за голосом Сергея Гиленко слышен резковатый бэк-вокал Салима Салкина из группы «День Триффидов», добавляющий песне казацкой экспрессии. И, если я не ошибаюсь, вдалеке пролетает залихватское «Хей!» Дмитрия Дуброва. В целом, композиция выдержана в классическом стиле песен Гражданской войны с аккуратной рок-аранжировкой. Как сказал бы, наверное, Нестор Иванович: «Ничего в бою не жаль мне, Ни о чем я не грущу». Эта песня из разряда тех, что близки людям, доведенным властью до тотального разочарования. Которым ничего не остается, кроме обреченно-разгульного «будь, что будет».
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
«Кони версты рвут наметом» медленно перетекает в еще более разудалую «Ой, по коням сіли хлопці». Тамбурин, гитары, барабаны, баян, скрипка создают непередаваемое ощущение настоящего украинского праздника («гори сарай, гори и хата»). Вне контекста этого альбома песня звучала бы как самая обыкновенная украинская народная, но в исполнении Сергея Гиленко она является логическим продолжением «махновского спектакля». Ее изюминка – небольшое барабанное соло Михаила Ковалева в середине песни. В «Ой, по коням сіли хлопці» появляется уверенность махновцев в своих силах победить врага и вернуться домой целыми и невредимыми.
Одна из наиболее сильных композиций в этом альбоме – «Ехали казаки домой». Поистине некое мистическое полотно, от которого порой даже идут мурашки по коже. Вряд ли кому-нибудь из современных исполнителей пришла бы идея перепеть эту казачью песню именно так. Великолепное минутное вступление горловского гитариста-виртуоза Виктора Демедюка и завораживающий дан мои (вьетнамский варган – ред.) Сергея Гиленко погружают слушателя в некий медитативный транс. Подобное исполнение заставляет взглянуть на степь совершенно по-иному. Как на некое таинственное пространство, обладающее древним разумом. Пространство, лежащее между миром живых и мертвых, в котором сквозь туман вечно бредут убитые воины: «Ехали казаки домой, На войну вернулись». В песне чувствуется сильное влияние «ЛихоЛесья». Кстати, бэк-вокалистом здесь затесался небезызвестный Дмитрий Дубров. «Ехали казаки домой» символизирует переломный момент в военной биографии Нестора Махно. Это некий сон-предчувствие будущих поражений.
Вторая по силе среди песен альбома «Знамя цвета ночи» – оригинальная cover version казачьей «Любо, братцы, любо». Каждый куплет в ней исполняют разные вокалисты. Каждый в своей неповторимой манере, со своим смыслом и пониманием этой песни. Песня, ставшая для горловских рок-музыкантов символом единства и солидарности. Ее хочется переслушивать и переслушивать,, открывая все новые вокальные тонкости каждого из исполнителей. Песня символизирует период «Крестьянской республики» Нестора Махно и похода на «белый» Крым. Новые силы, новые бои, новое время. И вслед за этой лихой песней сразу же идет размеренная украиноязычная «Батьку степ» – период отступления под натиском «красных» войск. «І мені не видно, куди я йду, З юних літ завжди одинокий…», - лирические размышления Нестора Ивановича о своей жизни. Песня навевает довольно грустные мысли о судьбе человека, отдавшего идее большую часть жизни и все-таки проигравшего в неравном бою. Приятно радует игра на баяне Олега Просвирина и гитара Дмитрия Дуброва. Думаю, услышав новый альбом «Границы», у самого Нестора Ивановича не единожды возник бы повод грустно улыбнуться. Столь точно музыканты смогли передать его настроения в разные годы войны.
Восьмая композиция в альбоме – «Черная шляпа». Это небольшое отступление в сторону Одесского военно-анархисткого полка. А коль речь зашла об Одессе, то и музыка выдержана в лучших традициях тех лет. Скрипка, тамбурин, кастаньеты, баян и гитара – все звучит приблатненно, по-хулигански и от души. Кстати, «жемчужина у моря» до сих пор считается одним из центров, но уже современного, анархического движения в Украине. Скажем так, «Черная шляпа» – это в некой степени программный анархистско-музыкальный документ: «Была бы хата и много брата, Все остальное – трын-трава». Песня характерна для того периода анархического движения, когда из идеологической военной силы оно превратилось в полуголодные разрозненные банды разбойников. Противопоставлением этой песне и напоминанием об истинном смысле анархизма идет следующая композиция – «Я в бой бросался с головой». Одно из самых знаменитых стихотворений Нестора Ивановича, заканчивающееся словами «Пускай схоронят нас сейчас, Но наша Суть не канет в Лету, Она воспрянет в нужный час И победит. Я верю в это!». Хотя, если честно, то это произведение мне больше нравится в исполнении ингерманландской группы «Электрические партизаны». Песня-прощание. С Родиной, людьми и борьбой.
Безусловно, Нестор Махно является одной из самых противоречивых фигур в истории нашего Отечества. Споры о его роли в становлении Украины (да и всего СССР) идут уже на протяжении 70 лет. Он любил свою землю и мечтал воплотить в жизнь еще более утопическую идею, чем коммунизм или демократия. Верил, что до последнего будет стоять за идею и погибнет в бою, но… умер в парижской больнице от костного туберкулеза. И пусть судьба забросила его за границу, но сердце вечного революционера осталось в донбасском Гуляйполе. Финальный аккорд альбома «Знамя цвета ночи» – лирическая песня «У полі жито». Это некое послесловие – народный плач по тому, кого так преданно и горячо любили. Проводится прямая аналогия казацкого прошлого и анархической идеи. Песня ставит последнюю, послесмертную, точку в биографии Нестора Махно.
Кто-то из читателей может укорить меня в том, что статья имеет некий политический оттенок – черный. Но ведь именно этот цвет всегда являлся отрицанием каких бы то ни было политических устремлений. Да и девять жизней Нестора Ивановича интересны не столько своим идеологическим смыслом, сколько литературным сюжетом. А в оригинальном изложении горловско-благодатной группы «Граница» – это даже нечто большее. Народный эпос об одном из знаменитых донбасских героев. А творчество всегда было и будет выше любой политики.
Егор Воронов, специально для "Горловского Медиа Портала" |