|
|||
Особое мнение: штрихи к портретам "кандидатов на мандаты" (обновлено) |
Работа у народных депутатов непростая, но интересная – законы творить. Подумайте сами, каким объемом знаний должен обладать человек, чтобы до мельчайших подробностей продумать государственный документ, который в будущем определит судьбу миллионов! А сколько личного времени и сил нужно ему потратить для отстаивания интересов своих избирателей! Поэтому народным депутатом способен стать не каждый, а лишь тот, кто обладает огромными профессиональными навыками, незаурядным умом и высоким уровнем альтруизма. Конечно же, не в нашей стране. Украинский депутат – это ушлый басенник, страдающий хронической амнезией.
Итак, вот мы и дождались нового «политического Апокалипсиса» на наши головы. 30 июля в Украине официально стартовала избирательная кампания в народные депутаты Верховной Рады. Как вы уже почувствовали, с этого же дня завертелись и колеса предвыборных бульдозеров трехмесячной пиар- гонки. Пройти мимо подобного циркового представления, на мой взгляд, любому из наших соотечественников довольно трудно. Ваш покорный слуга – не исключение. Учитывая зашкаливающий уровень политических страстей в Горловке, думаю, что стоит повнимательнее присмотреться к тем, кто уже ранее был делегирован нами в парламент. А так же к тем, кто нынче жаждет «украсить» своей персоной депутатское кресло в Верховной раде от нашего города. Но обо всем по порядку.
На 28 октября сего года назначены очередные выборы народных депутатов в Верховную Раду. Законом «О выборах народных депутатов Украины» (от 17 ноября 2011 г.) предусмотрено, что пройдут они по смешанной системе: 225 депутатов будут избраны в общегосударственном многомандатном округе по спискам от политических партий, а еще 225 – по мажоритарной системе в одномандатных округах. Как я уже говорил, избирательная кампания в Украине стартовала 30 июля. С этого момента началась и регистрация кандидатов. Завершится она 13 августа. Безусловно, наиболее интересными фигурами на предстоящих выборах станут кандидаты-мажоритарщики. Уже известно, что Горловка войдет в два одномандатных избирательных округа: №51 (центр – город Горловка, ЦГР; границы – Никитовский и Центрально-Городской районы) и №52 (центр – город Дзержинск; границы – Дебальцево, Дзержинск и Калининский район Горловки). Первый округ насчитывает 150 387 избирателей, второй – 165 878.
Напомню, что последний раз мажоритарщиков в Верховную Раду мы выбирали в 2002 году. По избирательному округу № 47 (часть Калининского и Никитовского районов Горловки, Дебальцево) с 35,89% голосов победу одержал Олег Панасовский – коммунист, директор Углегорской ТЭС. Его главным конкурентом оказался замдиректора МКП «Фильтр» (бывший член «Партии Зеленых») Виталий Поляков, набравший 10,25%. Кстати, седьмым (3,85%) здесь стал самовыдвиженец Иван Сахарчук. По округу № 48 (Калининский, Никитовский и Центрально-Городской районы Горловки) с 34,45% избирательских «за» в парламент прошел президент концерна «Стирол» Николай Янковский. Второе место досталось коммунисту, бывшему директору ОШ № 52 Евгению Краснякову (7,53%).
Перед тем как поговорить о деятельности «победителей», предлагаю заглянуть в Закон «О статусе народного депутата Украины». А именно в его 24 статью, указывающую на обязанности парламентария. Это, пожалуй, единственная статья (из 38), где от народного избранника хоть что-то требуется, а не обеспечиваются его права, гарантии и полномочия. Так вот, согласно ей нардеп не только обязан «заботиться о благосостоянии Украинского народа», но и «защищать интересы избирателей». Во-первых, он должен «информировать избирателей о своей депутатской деятельности через СМИ», а также «не реже двух раз в год отчитываться на собраниях избирателей». Во-вторых, он обязан «рассматривать обращения избирателей» и «постоянно поддерживать связи с ними, изучать общественное мнение, потребности и запросы населения». В- третьих, «народный депутат рассматривает все полученные им предложения, заявления и жалобы избирателей, обобщает их, при необходимости вносит соответствующие предложения в Верховную Раду Украины и ее органы, а также в органы государственной власти и местного самоуправления». Это его обязанность, а не желание.
Также отмечу, что нардеп должен «проводить личный прием граждан в дни, определенные Верховной Радой для работы с избирателями» и «осуществлять контроль за рассмотрением в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях предложений, заявлений и жалоб граждан, поступивших на его имя». Однако ни один пункт сего документа не прописывает ответственность депутата за невыполнение обязанностей. А ведь еще есть программа кандидата, которую он также должен выполнять, хотя в вышеупомянутом Законе и Конституции тоже об этом нет ни слова. Давайте вспомним, что же нам обещали «победители» 10 лет назад. Например, выдержка из программы Николая Янковского: «Надо, чтобы не менее 60% налогов оставались здесь, в Донбассе, в Горловке». Далее, «зафиксировать обязательства будущих народных избранников обеспечить бесперебойное водоснабжение в домах». Не менее интересен и такой пункт: «Поставить под жесткий контроль тарифы на коммунальные услуги. Плата должна взиматься только за реально предоставленные услуги!». Как видим, ни одно из обещаний, относящихся к Горловке, за 10 лет Николай Андреевич так до конца и не выполнил. Зато в рейтинге «Самые богатые украинцы» журнала «Корреспондент» за 2011 год он занял 23 место с капиталом в 522 млн. грн.
Что же касается обещаний ныне «известного эксперта энергетического рынка» Олега Панасовского (избранного уже в 2006 году нардепом от Партии регионов), то и тут находим интересные моменты: «Создание и законодательное закрепление одинаковых условий деятельности предприятий промышленности и АПК всех форм собственности» и «Обеспечение соблюдения требований действующего законодательства с целью усиления противодействия преступным проявлениям, негативных явлений в деятельности предприятий ТЭК». Кстати, главные его депутатские посулы касались «проведения политики расширения экспорта» украинской продукции ТЭК, АПК и металлургии. И ни одного конкретного пункта по Горловке или Дебальцево. Да и кто вообще помнит самого Олега Панасовского? А он ведь успел побывать председателем набсовета «Центрэнерго». Правда, отчета о проделанной депутатской работе на благо Горловки мы так от него и не дождались.
Что получили мы за оказанное им доверие – понятно. А что же получили они? Не сложно догадаться, взяв хотя бы данные за март этого года по «содержанию народного депутата». В частности, предусмотрено, что в 2012 году каждый депутат может потратить на помощников 240 тыс. грн. Кто такие помощники? Это те, кто в отсутствии депутата обязаны «изучать общественное мнение, потребности и запросы населения», а также «осуществлять контроль за рассмотрением жалоб избирателей». Но помощнику можно заплатить и чуть меньше, правда? Далее, по статье "выступления на радио, телевидении и в прессе по вопросам депутатской деятельности" народный избранник ежегодно может тратить около 5 тыс. грн. Должностной оклад парламентария составляет сейчас чуть более 6 100 грн. С учетом всех надбавок ежемесячно избранник получает на руки около 15 тыс. грн. зарплаты. И это не считая выплат на отдых, мобильную связь, поездки и иные преференции. Сюда же добавим «теневые заработки» депутатов за голосование, лобби и «помощь в решении вопросов».
Ну, а теперь из прошлого, давайте, обратимся к будущему. Перейдем непосредственно к нынешним "кандидатам на горловские мандаты". Из всех официально заявленных сегодня претендентов на корочку «депутат Верховной Рады» наиболее видной мажоритарной фигурой в Горловке является президент Всеукраинской Ассоциации автоперевозчиков Игорь Шкиря. Его округ – №52. В украинском парламенте Игорь Николаевич с 2002 года. Он пришел в Верховную Раду по избирательному округу №57 (Дзержинск, Новогродовка, Селидово, часть Красноармейского и Ясиноватского районов) с уверенной поддержкой в 45,71% голосов. Его кандидатуру подал блок «За Единую Украину!», хотя еще в 1998 году он выдвигался как представитель Либеральной партии. Давайте также заглянем в его предвыборную программу десятилетней давности: «Реформирование (угольной - авт.) отрасли должно приводить не к закрытию шахт, а к их обновлению и модернизации, оснащением новейшими горно-шахтным механизмами и прогрессивными технологиями, которые обеспечат рост добычи угля, улучшение условий и безопасности труда». Что ж, 2003 год – закрыта шахта им. Артема ГП «Дзержинскуголь», а в 2006-м здесь же – шахта «Новая». В 2008 году остановлена угледобыча шахты им. Коротченко ГП «Селидовуголь», после чего она начала работать в режиме водоотлива. Обещание выполнено?
Далее. «Государство должно предоставить свободу развития предприятиям всех видов производственной деятельности независимо от их юридического статуса и форм собственности, снять все преграды на их пути, и, прежде всего, большие налоги». И что же мы видим? 2 декабря 2010 года Игорь Шкиря в числе 268 депутатов Верховной Рады проголосовал за принятие нового Налогового кодекса, который фактически урезал права представителей малого и среднего бизнеса, но дал «зеленый свет» крупному капиталу. Забыл упомянуть, что в 2006 (№ 36 Партии Регионов) и 2007 (№ 157 Партии Регионов) годах Игорь Шкиря также был избран в Верховную Раду, но уже по партийным спискам. Согласно электронной системе регистрации народных депутатов за последние 5 лет Игорь Николаевич присутствовал на заседаниях парламента 538 раз, отсутствовал – 22. Казалось бы, прилежный депутат. Однако согласно письменной регистрации, ведущейся с 5 апреля 2011 года путем предъявления удостоверения и личной подписи в журнале, у него 115 пропусков и только 33 «присутствий». Это значит, что голосование осуществлялось его карточкой, но самого Игоря Шкири в зале парламента не было. Кроме того, за пять лет было зарегистрировано всего пять его официальных депутатских запросов (четыре из них о бездеятельности председателя Гаспринского сельского совета), что говорит о «низкой работе с обращениями населения и решением их вопросов». Правда, на его официальном сайте «запросов» больше. Но насколько они официальны и почему не зарегистрированы в ведомствах Верховной Рады – вопрос. За этот же период Игорь Николаевич внес всего четыре законопроекта, две поправки к Закону Украины и три раза выступил с трибуны парламента. Согласитесь, депутатской работой он себя не перетруждал.
Также десять лет назад Игорь Шкиря обещал «создать систему льготных социальных кредитов молодым семьям для приобретения жилья, машин и других необходимых товаров». Увы, последняя его инициатива касалась «оптимизации выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности». С 2007 года Игорь Николаевич не внес ни одного предложения в Верховную Раду ни по одному из 7 пунктов своей предвыборной программы десятилетней давности, решая какие-то вопросы в Гаспре. Неужели так поменялись взгляды на жизнь? Получается, у него перед нами остался долг. Я думаю, что являясь почетным президентом ООО «ПО «Илиташ» (бизнес-структура куда входит более 20 предприятий: производство железобетонных конструкций, транспорт, строительство, медиа, туризм), почетным президентом Благотворительного фонда «Донбасс 2000» (БФ Игоря Шкири), президентом Всеукраинской Ассоциации автоперевозчиков и президентом Всеукраинской ассоциации «УкрБетон» можно хоть как-то помочь своим избирателям.
«А почему это вы, Егор завели речь об Игоре Николаевиче? – спросите вы. – Это такой способ защитить Евгения Клепа, к которому нардеп питает не самые лучшие чувства?». Евгения Викторовича защищать не собираюсь, да и о его «политической деятельности» тоже стоило бы поговорить (если он пойдет в депутаты). Думаю, что Игорь Шкиря – это яркий пример человека, политической и депутатской работе которого уже можно ставить оценки. Если за 10 лет человек ни на йоту не продвинулся в выполнении своей предвыборной программы, а школам и шахтам начинает помогать только в преддверии выборов, то это уже кое-что говорит о нем. Его участие в политических битвах Горловки в роли «режиссера» или «благотворителя» – это личное дело Игоря Николаевича. А вот его работа на выборной должности – вопрос общественный. Лично я не понимаю – как можно доверять человеку, который за все годы пребывания в парламенте занимался выстраиванием близкой к нему бизнес-структуры. Он неоднократно заявлял, что лично у него нет ни бизнеса, ни миллионов. Но, как оказывается, в Украине большинство миллионеров – или безработные, или почетные президенты, или основатели чего-то.
Моя принципиальная позиция состоит в том, что депутат должен заниматься своей работой – создавать, принимать и корректировать законы в интересах большинства населения Украины. И когда на его содержание уходит 1,93 млн. грн. в год, а он не разработал ни одного закона, то это неправильно. Получается так, что мы содержим армию бездельников, которые не только не хотят выполнять свои прямые обязанности, но и дистанцируются от своих избирателей «высоким положением». Самое большое, что они приобрели за годы депутатства, кроме капиталов – это чрезмерное чувство собственной важности. Быть в телевизоре – еще не значит стать полезным своему народу. Собственно, сейчас работа забойщика ГП «Артемуголь» или слесаря-ремонтника ПАО «Стирол» приносит больше пользы Горловке, чем бесконечные пресс-конференции и собрания народного депутата Игоря Шкири.
Давайте оценивать деятельность депутатов (и градоначальников тоже), как работодатели. Четко понимать – мы платим им зарплату за выполненную работу. Их предвыборная программа – это должностные обязанности, взятые работником. Наши обращения – поставленные к выполнению задачи. Поэтому в Украине сегодня необходим документ, который бы регулировал механизм отзыва народного депутата-мажоритарщика непосредственно избирателями. Кроме того, нужно ввести систему выговоров, финансовых взысканий и лишения льгот тех депутатов, которые не справляются со своими обязанностями. И, несомненно, каждый мажоритарщик должен раз в месяц не только лично отчитываться перед собранием избирателей о проделанной работе, использовании выделенных средств, но и собирать их обращения. Что, трудно? А что же вы хотели – за депутатскую зарплату, пенсию и привилегии нужно хотя бы пять лет потрудиться. Без отпуска, в напряженном рабочем графике и ближе к народу. Не хочется? Мы это понимаем. Но и не хотим, чтобы за нас счет наслаждались «депутатским раем».
P.S. Об остальных претендентах на кресло народного депутата от Горловки мы поговорим в следующих «Особых мнениях». Первыми из них будут кандидаты, раскрошившихся на блоки и объединения «оппозиционных сил».
Егор Воронов специально для "Горловского Медиа Портала"
Официальные комментарии пресс-службы народного депутата Украины Игоря Шкири
Мы понимаем, что, если для страны в целом выборы – это важный политический процесс, то для отдельных журналистов – это период получения прибылей (не только материальных, но и в плане узнаваемости, рейтинга и пр.). Но в погоне за «скандалами, интригами, расследованиями», за выполнением заказов порой забываются базовые принципы журналистики – журналист «уникає неповноти або неточностей чи викривлень інформації, які могли б завдати моральної шкоди честі та гідності людини, неприпустимі з його боку недостовірні повідомлення», «несе не лише юридичну, а й моральну відповідальність перед суспільством за правильність повідомлень і справедливість суджень, поширених за власним підписом, під псевдонімом чи анонімно» (Кодекс профессиональной этики украинского журналиста).
В этой связи мы усматриваем в статье «Особое мнение: штрихи к портретам "кандидатов на мандаты"» элементы умышленного искажения информации с целью манипулирования общественным мнением. С нашей точки зрения, в противном бы случае автор Егор Воронов обратился бы за комментариями к народному депутату Украины Игорю Шкире, которому посвящены 57% статьи, чем избежал бы явных неточностей и отчасти некомпетентности. В чем мы согласны с Егором, так это в том, что Игорь Шкиря действительно является «наиболее видной мажоритарной фигурой в Горловке». Это единственный народный депутат, выдвигающийся от города, поэтому к его личности на протяжении последнего года приковано особое внимание, и сегодня в период избирательной кампании это внимание будет только усиливаться. Игорь Николаевич абсолютно спокойно относится к подобным «выпадам», так как является опытным политиком, умеющим держать удар. И, чтобы предупредить дальнейшее «муссирование» затронутых в статье месседжей, прокомментируем основные из них.
Относительно закрытия шахт
К шахте им. Артема (введена в эксплуатацию в 1899 г.) у Игоря Шкири особое отношение – именно на ней он начинал свой трудовой путь крепильщиком, затем горным мастером. В парламент Игорь Шкиря был избран в 2002 году, а решение о закрытии шахты было принято министерством задолго до этого, как следствие – в 2001 году шахта вышла из состава ГП «Дзержинскуголь» и передана в УГКР на закрытие. При этом позиция Игоря Шкири относительно шахты им. Артема известна в Дзержинске. Он выступал ярым противником закрытия этого угольного предприятия, и совместно с мэром Дзержинска Владимиром Слепцовым, профсоюзами горняков и общественностью до последнего выступал за сохранение предприятия.
Шахта «Новая» была ликвидирована приказом Министерства угольной промышленности Украины №268 от 28.04.2006 г. Ответственность за принятие этого решения полностью лежит на Кабинете министров, возглавляемом тогда Юрием Ехануровым. Находясь в оппозиции, Партия регионов, к сожалению, не имела действенных рычагов влияния на этот процесс. Поэтому «оранжевому правительству» удалось реализовать выгодное им решение о закрытии шахты. Мы же помним основную логику тех лет – шахты Донбасса дотационные, у государства нет средств на их содержание, поэтому проще всего их закрыть. При этом социальные последствия такого решения тянутся до сегодняшнего времени – так, части бывших работников шахты до сих пор в полном объеме не погашены долги по зарплате и регрессным выплатам. И решением этого вопроса занимается, в том числе, и Игорь Шкиря.
Егор Воронов вменяет в вину парламентарию, что в 2008 году остановлена угледобыча шахты им. Коротченко ГП «Селидовуголь». Уважаемый Егор, обращаем Ваше внимание, что с 2006 года были изменены границы избирательных округов. Селидово относилось к округу № 53, а родной парламентарию Дзержинск – к округу № 45. Несмотря на то, что введение в 2006 году выборов по спискам партий (пропорциональная система) не предполагало закрепление депутатов за округами, Игорь Шкиря всегда оставался вместе со своим Дзержинском.
Во-вторых, кто был в 2008 году премьер-министром? Правильно, Юлия Владимировна Тимошенко. О принципах «оранжевого правительства» в отношении угольной отрасли мы уже говорили. Поэтому ситуацию с шахтой им. Коротченко Егору лучше было бы адресовать главному бютовскому «защитнику шахтеров» Михаилу Волынцу.
Относительно предвыборных фраз
В статье приводится попытка сравнить положения предвыборной программы Игоря Шкири 2002 года с результатами 10-летней работы народного депутата. Почему-то автор усматривает в голосовании Игоря Шкири за принятие Налогового кодекса расхождение с положением программы – «Государство должно предоставить свободу развития предприятиям всех видов производственной деятельности независимо от их юридического статуса и форм собственности, снять все преграды на их пути, и, прежде всего, большие налоги». Но Налоговый кодекс предусматривает снижение ставки налога на прибыль с 25% до 23% в 2011 году, до 21% в 2012 году, до 19% в 2013 году и до 16% с 2014 года. Помимо того, ставка НДС с 2014 года также будет уменьшена до 17% с 20%.
Аналогичный вопрос по «созданию системы льготных социальных кредитов молодым семьям для приобретения жилья». Вы считаете, что с 2002 года в стране не появилось льготное кредитование, в том числе, жилья для молодых семей? И все эти изменения стали реальностью благодаря законодательным инициативам, за которые голосовали народные депутаты, в том числе, и Игорь Шкиря.
Депутатские запросы и депутатские обращения
В своей статье автор путает понятия «депутатский запрос» и «депутатское обращение», основные различия которых приведены в ст. 15 и ст. 16 закона «О статусе народного депутата Украины». При этом закон определяет право, а не обязанность, депутата осуществлять работу по запросам или обращениям.
Вкратце объясним, что депутатский запрос – это требование народного депутата, которое подается письменно председателю Верховной Рады, и заявляется на парламентской сессии. Этой возможностью чаще всего пользуется оппозиция, которая пытается выдвинуть те или иные (чаще всего политические) требования.
Депутатское обращение – это письменное обращение к органам государственной власти, местного самоуправления, их должностным лицам, предприятиям и организациям, объединениям граждан с целью дать официальное разъяснение, предложение или совершить определенные действия относительно решения поднятого в документе вопроса. Именно через обращения Игорь Шкиря, в том числе, работает над проблемами жителей округа, например с начала года их составлено более 100. Егор Воронов в своей статье констатирует, что на сайте народного депутата таких обращений представлено достаточное количество. Согласитесь, если каждый народный депутат будет излагать в форме запроса к спикеру Верховной Рады вопросы, например, о замене канализационной системы конкретного дома, то во что превратится работа парламента?
Также добавим, что информация о конкретной деятельности Игоря Шкири в округе, в частности, в Горловке, постоянно публикуется городскими СМИ. Неоднократны такие публикации и на Горловском Медиа Портале. Поэтому считаем необоснованными заявления журналиста по поводу «низкой работы с обращениями населения и решением их вопросов».
Относительно законодательной деятельности
Каждый народный депутат закрепляется за профильным парламентским комитетом, на базе которого и формируются законопроекты. С первых дней работы в парламенте Игорь Шкиря как член Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи курирует транспортную сферу, являясь руководителем рабочей группы Комитета, советником премьер-министра Украины Николая Азарова, а также президентом Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков (ВААП).
Как руководитель рабочей группы Комитета и член фракции Партии регионов Игорь Шкиря курирует в парламенте, прежде всего, вопросы автомобильного транспорта. И ни один законопроект, ни одно изменение в законодательство в данной отрасли не проходит без его участия (анализа, предложений, доработок и пр.). Да, в законопроекте указаны лишь несколько фамилий депутатов, его инициирующих. Но каждый законопроект – это коллективная работа, в которую вовлечены многие парламентарии, являющиеся специалистами в той или иной сфере. И каждый такой документ должен пройти согласование в профильных комитетах.
К тому же следует отметить, что с 2010 года (с приходом к власти Президента Виктора Януковича и команды Партии регионов) базовым субъектом законодательных инициатив является Кабинет Министров Украины. Прежде всего, это касается экономических вопросов. Приняв на себя ответственность за страну, Партия регионов делегировала в Кабмин лучших своих специалистов, которые и разрабатывают основы законопроектов. Затем документ передается для обсуждения и доработок в Комитеты Верховной Рады, и после – выставляется на голосование.
P.S. Благодарим редакцию Горловского Медиа Портала за возможность высказать свое мнение. Мы осознаем, что ближе к 28 октября поток «информационной грязи» только усилится. Но последующие публикации, как и эта, будут прекрасным поводом для Игоря Шкири представить свою позицию по тем или иным вопросам. |
Последние новости
23.09.19
В Горловке трое детей отравились угарным газом ... В результате неисправности газовой колонки 22 сентября в Горловке угарным газом отравились четыре человека.
Читать полностью Добавить комментарий
23.09.19
В Зайцево в результате обстрела сгорел дом ... Утром 23 сентября, около 6 часов утра, в результате обстрела поселка Зайцево сгорел частный жилой дом по ул. Героической, 88.
Читать полностью Добавить комментарий
05.09.19
В Горловке отметили 240-ю годовщину со дня основания города ... В воскресенье, 1 сентября, Горловка отпраздновала свой 240-й день рождения. Открыло череду мероприятий, посвященных Дню города, праздничное шествие, в котором...
Читать полностью Добавить комментарий
05.09.19
За прошедшую неделю в Горловке родились 14 малышей ... На прошлой неделе, с 26 августа по 1 сентября, в Горловке на свет появились 14 малышей. 3 мальчика и 11 девочек.
Читать полностью Добавить комментарий
29.08.19
"В одном подъезде одна квартира жилая": в Калининском районе пустуют многоэтажки, горловчане разъехались кто куда ... Подавляющее большинство должников за коммунальные услуги - это люди, которые уехали из Горловки либо на свободную территорию Украины, либо в Российскую Федерацию....
Читать полностью Добавить комментарий
29.08.19
Более 50 человек скоропостижно скончались на прошлой неделе в Горловке ... На прошлой неделе в Горловке скоропостижно скончались 52 человека, двое горловчан пропали без вести, один покончил жизнь самоубийством.
Читать полностью Добавить комментарий