4 февраля исполняется 115 лет со дня рождения российского художника из Ленинграда Николая Дормидонтова (1898-1962). Его картина, довольно внушительных размеров, «Киров на лыжной прогулке» (1937 г.) еще несколько дней будет экспонироваться в залах Горловского художественного музея.
Она была написана специально для большой Всесоюзной выставки «Индустрия социализма», инициатором которой стал С. Орджоникидзе, а открылась выставка в дни работы 18 съезда коммунистической партии в 1939 году в Москве. Затем из этой выставки сформировали передвижную, и одним из первых городов в ее маршруте стала развивающаяся индустриальная Горловка. Часть работ этой выставки была оставлена в городе для украшения Дворцов культуры. В 1959 году они одними из первых вошли в собрание открывшегося в городе художественного музея. В середине 1950-х годов будущий первый директор музея Борис Бородин установил переписку с художником Н. Дормидонтовым. Для него было приятной неожиданностью узнать о местонахождении его работы.
В одном из писем он писал: «Всегда во всю мою профессиональную работу я вкладывал все мои силы в то, над чем в данное время работаю. Но окончив картину или рисунок, всегда испытывал чувство, иногда очень остро, горького разочарования и редко заботился о том, чтобы сохранить память о своих уходящих работах».
В письме от 7 апреля 1956 года Н. Дормидонтов сообщал: «В Горловке мне, к сожалению, не приходилось быть, но я много работал в Донбассе и на каменноугольных шахтах, и на алебастровых , и на соляных. В 1926 году рисунки и картины, посвященные Донбассу, имели успех на выставках».
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Картина, как ее называл художник, «Киров среди физкультурников», в свое время, имела большой успех и воспроизводилась неоднократно. Кроме того, Н. Дормидонтов в своих письмах сообщил Б. Бородину адреса многих ленинградских художников и коллекционеров, а также о своей коллекции подаренных ему другими художниками работ. В ходе переписки Б. Бородин предложил художнику обменять эту, большого формата, картину на картины небольшого формата других авторов из его коллекции. Н. Дормидонтова это предложение обидело, он написал: «Что касается моей большой картины… то, к сожалению, и мне тоже некуда ее поместить. Как видите, Ваше предложение сейчас осуществить невозможно». На этом переписка прекратилась. А горловчане могут видеть это грандиозное полотно в нашем музее.
Посетителям предоставляется уникальная возможность через картину прикоснуться к эпохе искусства социалистического реализма. Ведь все, что мы в ней увидим – это реальность, творимая идеологией. Мир создавался как бы заново и заполнялся реалиями нового времени, которые должны быть «реальнее самой реальности». Отсюда и грандиозные масштабы картин. Идеология выковывала нового человека. Атрибутами этой идеологии были многочисленные спортивные праздники, изображения знаков-тел в активном движении. Именно такими предстают перед нами спортсмены в картине Николая Дормидонтова. Значительным выступает образ партийного и государственного деятеля С.М. Кирова, убитого в 1934 году одним из «врагов народа».
Эпоха социализма очень активно использовала изобразительное искусство как одно из оружий идеологической борьбы. К ним относили музеи и выставки. Благодаря этому в арсенале нашего музея хранится огромное количество картин с не менее интересными историями.
Приглашаем горловчан в музей на свидание с картиной.
"Горловский Медиа Портал" |