Древние японцы были отнюдь не глупые люди. Взять, к примеру, сборник их коротких повествований «Железная флейта». Понять в нем почти ничего невозможно. Головой. А вот сердце что-то такое чувствует – неуловимое, словно звук от хлопка одной ладонью. Как ни странно, но самой близкой к моему четырехкамерному фиброзно-мышечному органу в свое время оказался первый коан этой книги, повествующий об одном близком сподвижнике Будды. «Однажды Манджушри стоял перед воротами, когда Будда воззвал к нему: «Манджушри, Манджушри, почему ты не входишь?». Манджушри ответил: «Я не вижу ничего по эту сторону ворот. Зачем же мне входить?». Мозговитые эксперты по дзэну объясняют поведение учителя будд так. Мол, человек еще молод и глуп. Он обучается двойственности вместо единства, о котором учат духовные наставники. Из-за своих иллюзий человек часто строит ворота, и лишь затем рассматривает, что же находится снаружи их. Эта двойственность присуща и всей современной, так называемой западной, культуре (да и цивилизации в целом).
Последние несколько лет люди, которые слушают музыку определенного направления, повадились основывать свои «субкультурные» лагери, где устанавливают правила - кого слушать, как одеваться и что играть. Уж и не знаю, что дает им подобное позерство, но лично мне с такими людьми довольно сложно общаться. Я до сих пор считаю, что в музыке нет ни ворот, ни сторон. Есть человек, его дух и музыкальный пульс. У кого-то он скачет словно рев электрогитар, у кого-то замедляется до электронного транса, а в других он бьется инструментальным многообразием классики. Правда, у некоторых бывает шансонное нарушение кровообращения и поп-фибриляция… Но о патологиях не будем.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
Появившийся 9 сентября во всемирной сети новый экспериментальный проект Дмитрия Дуброва и Кирилла Александровского (под кодовым никнеймом «plotnik82») «Юстас - Алексу» - это одновременно странное и удивительное творение свободных людей. Людей, не ограниченных воротами и лагерями. Людей, пытающихся совместными усилиями достичь музыкального рубедо, и разомкнуть сжатые кулаки наших мыслей, чтоб открыть им путь к просветленному состоянию сознания. Лет 15 назад русский культуролог Евгений Головин в своей книге «Сентиментальное бешенство рок-н-ролла» писал, что, учитывая присущую современным людям пассивность восприятия, «следует переосмыслить роль искусства вообще и музыки в частности. Искусство, музыка не призваны более способствовать катарсису - очищению, сублимации, поскольку подобное воззрение предполагает переориентацию уже имеющейся энергии души. К примеру, "Страсти по Матфею" Баха могут возбудить глубокое религиозное переживание, вальсы Штрауса - улучшить хорошее настроение; в том и другом случае сублимация налицо. Но сейчас ситуация изменилась, искусство должно, прежде всего, давать энергию, яркие, сильные впечатления».
Таким рок-н-ролл был 15-20 лет назад. Но те музыканты, которые давали эту энергию, сегодня все чаще хотят ее направлять. Альбом «Юстас-Алексу» – красочное тому подтверждение. В этом эксперименте можно увидеть трансформацию музыкальных целей и ориентиров горловского рок-музыканта Дмитрия Дуброва. Быть может, и не ставшего старше, но переставшего идеализировать «рокенрольную вольницу». Это искусная (и даже в чем-то искусственная) попытка вытравить из себя рок-н-ролл. Вернее рок-шаблоны и рок-штампы. А орудием для подобного творческого экзорцизма Дмитрий Сергеевич избрал электронную музыку, пригласив на свой (и Кирилла Александровского) плотницкий ковчег также известного синти-поп-шамана Дениса Черримана и бесстрашную металкор-амазонку Татьяну Шмайлюк. Я не сказал бы, что до товарища Дуброва никто из рок-музыкантов не предпринимал попыток прокатиться на электронном лайфботе. Как правило, если рокеры хотят что-то изменить в своем творчестве, они обращаются именно к «электронике». Оная считается наиболее логическим продолжением наследия Эвтерпы. Стоит хотя бы вспомнить совместный проект Бориса Гребенщикова и Deadушек или альбом Вячеслава Бутусова «Модель для сборки». Кстати, первая композиция Plotnik82 «Речі» (позаимствованная из старых работ другого украинского электрокудесника Антона «Тим Талер» Бессонова) очень напоминает бутусовскую «Бесконечность». В основном своей размеренностью и потусторонностью. Проте мені здається, що українська мова не відповідає внутрішній енергетиці Дмитра Сергійовича. При усій глибині та соціальному спротиву текстів Тіма Талера, у першій половині пісні голос вокаліста «ЛихоЛесся» звучить якось невпевнено та недостатньо щиро. А там, де голос починає рватися немов луснувша струна, вже музиці не вистачає сили. Навіть жорсткі дабстепові елементи не додають голосу Дмитра Сергійовича тих крил, які б йому могли дати гітарні рифи.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
В целом, слушая «Юстас - Алексу», начинаешь осознавать, что люди, которые делают подобную музыку – не просто музыканты, а что-то вроде проводников в пустыне, умеющих одним ударом посоха создавать в песках оазисы. Среди преклоняющихся золотым тельцам попсы музыкантов, они смеют показывать неопалимые купины настоящей музыки. И ведь самое удивительное, что они не уезжают в столицы, а продолжают жить, как и все мы – среди пепла советской культуры и фанеры украинской действительности. А ведь им было бы выгоднее молчать. «Может, зачтётся как признак ума, иль перестанут лжецом величать…». «Выгодно молчать» - именно так и называется вторая композиция этого альбома, принадлежащая авторучке еще одного талантливого горловского музыканта, лидера группы «Ощупь» Николая «Зевс» Бурмистрова. В обработке Кирилла Александровского она утратил свой мрачный облик, и озарилась светлой тоской с ароматом Млечного пути. Не скажу, что композиция вышла лучше оригинала, но… и не хуже. Это нечто другое, получившее новую жизнь и новый пульс.
Начатый в предыдущей песне разгон в глубины внутреннего Космоса доходит до своей кульминации в следующей композиции – «Сделав круг», которая знакома слушателям как ранее выходивший сингл проекта Plotnik82. Очень цельная и лирическая вещь. Словно радиосигнал с давно погибшей планеты, она проникает в самую глубину сердца и оставляет в его рыхлой почве свои электронные семена чужеродной для рок-н-ролла музыкальной фауны. Ты словно оказываешься в фантастических мирах Клиффорда Саймака, где все живое говорит с тобой на одном бессловесном языке. Особо хочется отметить бэк-вокал Татьяны Шмайлюк, лидера группы «Jinjer», который здесь на удивление отличается глубинной женственностью и трансперсональной ирреальностью. Я бы назвал эту композицию – перекрестком. Перекрестком одной из тех планет, которые посетил маленький принц, возвращаясь домой.
Стоит остановиться и на вокальной манере Дмитрия Сергеевича, много лет взращиваемой в рок-инкубаторе. Она сложно воспринимается в приглаженных простынях электронной музыки. Многие блюзовые приемы, как то пропевание междометий, выбиваются из бинарной сетки электронной структуры. А где-то и вовсе чувствуется гитарные фантомы, который должны обнимать наждачные нотки его вокала. Безусловно, себя нужно ломать и пытаться проникнуться тем, что хотел сделать электронный плотник в своем одиночном плавании, но даже на седьмой раз прослушивания это не удается.
«Я выхожу из себя» - одна из самых, на мой взгляд, удачных композиций альбома. Текст настолько поразителен, что хочется его слушать и слушать, время от времени записывая цитатами на спинах прохожих. Это жертвоприношение на зеркалах самоанализа, где каждая трещина отзывается звуком падающих песчинок в часах жизни. Чужой жизни, но так похожей на твою собственную, что от этого ощущаешь себя сиамским близнецом автора.
|
|
Для увеличения нажмите на изображение |
«Пусто внутри» - сплиновский чертик из табакерки, которого никак не ожидаешь на экспериментальном альбоме рокенрольщика, тайком прокравшегося в казарму электронной гвардии. Так и слышится, где-то на интуитивном уровне, голос Александра Васильева, вкрадчиво вычерчивающий словосочетание «катится камень». Музыка, текст, эмоции – все встретилось в нужное время и в нужном месте, чтобы слиться в великолепную ожившую апполонистическую скульптуру. Вспоминая все того же Клиффорда Саймака, эта песня мне напоминает юлу, вглядываясь в уходящие кольца которой можно переместиться в другой, более прекрасный мир.
Но по-настоящему мой внутренний плоский мирок перевернула песня «Архипелаг Донбасс». Пожалуй, даже самых цветистых эпитетов не хватит, чтобы выразить насколько точно Дмитрий Сергеевич смог выразить в 4 минутах и 31 секунде весь тот процесс реформинга, который происходит в моем сознании последние несколько лет. Это та самая, как говаривал Мартин Хайдеггер, «атомная бомба, которая взорвалась еще в поэме Парменида». Быть может, причина этого в концентрированной рок-атмосфере, которую Plotnik-у 82 помогли создать басист и гитарист «ЛихоЛесья» Андрей Трофимов и Виктор Демидюк. Я считаю эту композицию одной из главных в творчестве «ЛихоЛесья». Да-да, именно «ЛихоЛесья», а не экспериментального проекта Plotnik82. Это самый настоящий алхимический рок-н-ролл. Мрачная, суггестивная образность открывает мир сна, казалось бы, рожденный разумом сумасшедшего. Однако стоит присмотреться, и ты понимаешь, что это наша подлинная реальность. Детонатор, который прогнил и страшен лишь своим соседством с взрывчаткой. Эта песня дает исчерпывающие ответы на все вопросы о революционности и изменениях в Донбассе.
«Здесь и сейчас» - композиция, которая после мрачной эпитафии донбасскому духу дает надежду на свет. Данной композицией равноапостольные Димитрий и Кирилл, по сути, завершили строительство своего энергогенератора, который на выходе дает надежду и веру в лучшее. Слушая эту песню, словно смотришь на выходящее из-за туч солнце. Надежда есть и она кроется в том, что не разделено никакими воротами, и его можно постигать вечно. Спасибо ребятам за столь прекрасный альбом, заставляющий думать, чувствовать и надеяться.
P.S. Стоит отметить превосходное оформление альбома – работы фотографа Ильи Вараксина и художника Мити Фенечкина. Черно-белая строгость и образы, запечатленные на обложке, как нельзя лучше подходят к содержанию альбома. Что же касается Космоса и планет, то… слушатель сможет дорисовать их сам. Стоит только запустить первый трек.
Егор Воронов, "Горловский Медиа Портал" |